Сайт сквада =DF= Воскресенье, 05.05.2024, 08:44
Приветствую Вас Бомж | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [0]
Теория Шушкевича и =Flying Barans= [11]
Книги [0]
Воспоминания лётчиков ВОВ [0]
Мануалы по Ил-2 [2]
Теория. Полезно новичкам и не только.
Матчасть ВВС [1]
Матчасть OKL [0]

Наш опрос
Оцените сайт сквада
Всего ответов: 102

Главная » Статьи » Теория Шушкевича и =Flying Barans=

Теория Шушкевича и =Flying Barans=

Трудно делать хорошо то, чего не умеешь. Долго учиться тому, чего не знаешь.

Те манёвры, использование которых даёт возможность получить
тактическое преимущество без угрозы для самого себя, должны быть
освоены в первую очередь и до полного автоматизма.

Небольшой экскурс в теорию.

Для успешного ведения воздушного боя необходимо не только хорошо
владеть самолётом, нужно ещё знать слабые и сильные стороны свои и
противника. Банально, но всегда актуально!!!

В "музее" приведено множество характеристик, но с точки
зрения пилотирования, они явно не достаточны. Если Вы не являетесь
счастливым обладателем Руководства по лётной эксплуатации выбранного
Вами типа самолёта , то для использования всех его преимуществ
необходимо нужные данные получить самостоятельно. Один параметр -
скорость и крен предельного виража, надеюсь, Вы уже определили.
Наиболее показательные характеристики, приведённые в
"авиамузее": время виража; высота, набираемая за боевой
разворот; максимальная скорость полёта; скороподъёмность. Для многих
ВС эти характеристики представлены не полностью, а скороподъёмность
дана разными способами и её трудно сравнивать. Все эти показатели
являются производными от удельных параметров:

Удельная нагрузка на крыло = вес самолёта / площадь крыла;
Удельная нагрузка на мощность = вес самолёта / мощность двигателя;
Удлинение крыла = размах крыла * размах крыла / площадь крыла;
Аэродинамическое качество самолёта.

Рассчитав их можно иметь полное представление о возможностях того или
иного типа ВС.

Более низкая нагрузка на крыло, как правило - меньшая скорость
свали-вания и более быстрый вираж. Из Яков в этом отношении лучший -
Як-9 (1942) и как следствие - вираж 16-18 секунд.
Более низкая нагрузка на мощность - преимущество в угле набора высоты,
разгоне скорости в горизонтальном полёте.
Больше удлинение крыла - выше аэродинамическое качество,
следовательно, самолёт лучше "держит скорость" на
перегрузках, мягче управляется по тангажу, больше дальность
планирования и т.д. По этим параметрам Bf 109F, Bf 109G-2 практически
вне конкуренции, скорее всего именно этим и объясняется их
"летучесть".
У меня эти параметры, а также основные ТТД, почти для всех самолётов,
сведены в одну большую таблицу (на основе EXCEL) и распечатаны, а
листок всегда под рукой.
Все эти данные просто необходимо знать для того, чтобы, как только Вы
определили тип самолёта противника, применить соответствующую
тактику, используя своё преимущество и недостатки соперника.
Именно то, какой манёвр и как выполнять определяется этими знаниями.

Трудно делать хорошо то, чего не умеешь. Долго учиться тому, чего не
знаешь.

Восходящая спираль, - так же как и предельный вираж для горизонтальных
манёвров, является очень эффективным средством ведения вертикального
боя.
Но прежде чем её отработать, просто необходимо знать следующее:
Каждый тип ВС имеет свои оптимальные режимы набора высоты. Эти режимы
определяются скоростью. Режим максимальной скороподъёмности можно
получить при наивыгоднейшем угле атаки. При экономическом угле атаки
(он больше наивыгоднейшего, а скорость при этом меньше) набор высоты
получается с максимальным углом. Скорости соответствующие этим
режимам приведены в РЛЭ, но если его у Вас нет (у меня нет) их можно
и нужно определить.

Первое упражнение. Определение скорости, соответствующей наибольшей
скороподъёмности.

Это можно сделать так:
1. В простом редакторе выберите интересующий Вас тип (заправка - 100%,
высота - 100 м). Вылет.
2. шаг винта - 100% или, если есть, - автомат. Режим - малый газ,
створки - "6 - открыты" (автомат), снижайтесь до высоты 10
метров, гасите скорость до 300 км/ч (если И-16, то до 250), продолжая
выдерживать горизонтальный полёт.
3. Когда скорость станет меньше заданной на 10-20 км/ч - плавно
увеличьте режим работы двигателя до 110% (форсаж), всё также сохраняя
горизонтальный полёт.
4. После выхода двигателя на режим, переведите самолёт в набор так,
чтобы поддерживать заданную скорость. На высоте 50 м - пустите
секундомер. Сохраняйте скорость постоянной, выдерживая её уменьшением
или увеличением угла тангажа. Следите, чтоб не было кренов и
скольжения. Через одну минуту - снимите показание высотомера, вычтите
50 м и запомните. По достижении 3050 метров - остановите секундомер.
5. Запишите полученные данные по скороподъёмности.
6. Остановите полёт, - выход и новая попытка (это быстрей чем
снижаться и гасить скорость, и что важней - испытания получаться
точнее, устраняется эффект уменьшения веса самолёта из-за расхода
топлива). Только теперь - уменьшите скорость на 10-20 км/ч.

Если скороподъёмность в очередном полёте начнёт уменьшаться, выполните
упражнение ещё раз, уменьшив скорость на 10 км/ч и достаточно.
Запомните, как линия горизонта проецируется относительно кокпита
самолёта на оптимальной скорости набора, в дальнейшем при
необходимости получить наибольшую скороподъёмность, выдерживайте этот
угол тангажа.

Первое измерение - это скороподъёмность у земли (метров в минуту).
Погрешность, если вы точно выдерживали скорость порядка 50 м.
Второе измерение - время набора 3000 м - стандартный показатель для
некоторых типов ВС (можете сравнить с заявленными в музее данными).

Второе упражнение. Набор высоты на минимальной скорости.

Даже если Вы знаете наивыгоднейшую скорость набора высоты из РЛЭ,
желательно ещё определить скорость набора с максимальным градиентом.
Лётные модели самолётов в Ил-2 ЗС сделаны так, что эта скорость =
скорости сваливания (при режиме двигателя - 110%, шаге винта -100%),
увеличенной на 20-30 км/ч.
Попробуйте набирать высоту на ней, выполняя 1 упражнение.
На малых скоростях требуется значительное отклонение руля направления
для устранения эффекта косой обдувки винта, а открытие створок
радиатора должно быть полным (или автомат). Если двигатель
перегреется - уменьшите режим на 10-15 секунд до 100%, затем опять -
110%.
На скоростях полёта менее 200-220 км/ч линия горизонта на большинст-ве
самолётов не видна (на Bf-109 видна вплоть до скорости сваливания,
около 140 км/ч), поэтому взгляд желательно перенести в сторону
плоскости с ПВД (приёмник воздушного давления), - это облегчит
контроль угла тангажа. Предварительно сравните с тем, как крыло
проецируется по отношению к линии горизонта с противоположной
стороны, если линия горизонта пересекает законцовку крыла в том же
самом месте для обоих плоскостей, то кренов нет. Выдерживайте
постоянный угол набора, и скорость будет постоянной.
Выполнив это упражнение, Вы научитесь набирать высоту на минимальной
скорости, а это очень часто приходится делать во время воздушного
боя, но не все это умеют.

Вы потратите около получаса времени на один тип ВС , но будете
точно знать скорость набора с максимальной скороподъёмностью. Я пока
этого не сделал, - ошибался на 20-30 км/ч и соответственно не мог
оторваться от про-тивника восходящей спиралью (109G6/AS от Як-3), а
после проведённых ис-пытаний - без осложнений, выдерживая скорость,
на которой имею преимущество в скороподъёмности, уходил (от Аса в
простом редакторе) до высоты 6000 м, восходящей спиралью, постоянно
держа его в поле зрения (далее бой перевожу в другое русло).
Если Вам часто приходится вести бои с каким-то одним типом ВС,
сделайте это испытание для самолёта противника, чтобы знать его
недостатки.
Лучший показатель у меня получился для Ла-7 на скорости 260-270 км/ч
1500 м/мин у земли.
НО!!!
Bf-109G2 в наборе 3000 метров на скоростях 240 км/ч и менее,
показывает лучшую скороподъёмность даже по сравнению с Ла-7 и Як-3.

Третье упражнение. Восходящая спираль.

Во время ведения боя часто возникает необходимость набора высоты,
делать это, если у вас нет запаса скорости, желательно восходящей
спиралью. Если набор выполнять по прямой, - вы потеряете противника
из виду.
Отработайте спираль с креном 15° на минимальной скорости набора
высоты, восходящую спираль с креном 15° и 30° в режиме максимальной
скороподъёмности. Их нужно отработать так, чтобы выполнять, уверенно
выдерживая заданную скорость и не заваливая крен. При этом нужно
научится смотреть "назад-вниз" в сторону спирали. Если Вы
научились свободно владеть взглядом на предельных виражах, это будет
не трудно. Всё это нужно уметь, чтобы постоянно контролировать
противника

Нисходящая спираль большой сложности не представляет, но при
выполнении спирали с креном более 45°, особенно вблизи земли, надо
помнить, что для быстрого вывода из неё, необходимо вначале убрать
крен, а потом уменьшать тангаж. В противном случае возможен эффект
затягивания в спираль.

Четвёртое упражнение. Реализация полученных знаний (для красных).

Поставьте против себя пару Асов в простом редакторе, выбрав для
наглядности И-16 тип 24 против 2 × Bf-109F4;
Начальные условия: высота 100-200 м, заправка - 100%.
Попробуйте получить тактическое преимущество по высоте следующим
образом: сразу переведите самолёт в режим набора высоты (газ - 110%,
винт - 100%, створки радиатора - открыты) по прямой с наибольшей
скороподъёмностью (200-210 км/ч), оставив самолёт противника 10-15°
справа по курсу, чтобы держать в поле зрения.
Когда пара противника поравняется с вами, переведите самолёт в
восходящую спираль с креном 30°, выдерживая скорость 180-190 км/ч.
Сделав пол витка на И-16, Вы увидите, что ведомый подходит под ваш
удар. Атакуйте его, выполняя нисходящую спираль так, чтобы к моменту
открытия угла сохранить ракурс не более 1/4, и опять - восходящая
спираль. Если на И-16 набирать высоту на скоростях 220-240 км/ч, то
Bf-109F4 способен нагнать, если же скорость менее 190 км/ч, то Вы
получаете преимущество по градиенту набора. В крутой восходящей
спирали за И-16 очень сложно удержаться противнику.
Не набирайте высоту более 2500-3000 метров. Чередуйте восходящую
спираль для отрыва от противника и нисходящую спираль для атаки.

Четвёртое упражнение. Реализация полученных знаний (для синих):

Поставьте против себя пару Асов в простом редакторе, выбрав для
наглядности Bf-109G2 против 2х Ла-7 или 2х Як-3;
Начальные условия - высота 1000 м, заправка - 100%.
Попробуйте получить тактическое преимущество по высоте следующим
образом: сразу переведите самолёт в режим набора высоты (газ - 110%,
винт - автомат, створки радиатора - автомат) по прямой с наибольшей
скороподъёмностью, оставив самолёт противника 10-15° справа по курсу,
чтобы держать в поле зрения.
Когда пара противника поравняется с вами, переведите самолёт в
восходящую спираль с креном 15-30°, выдерживая скорость 230-240 км/ч.
Через один виток спирали, противник должен повиснуть на хвосте,
постепенно отставая. Если ведёте бой против Ла-7, когда дистанция
будет достаточно безопасной - 600-700 метров, попробуйте увеличить
скорость до 270 км/ч, Вы увидите, что дистанция станет сокращаться.
Как убедитесь в этом, перейдите опять в набор на скорости 230-240
км/ч. Во время набора желательно через каждые 1000 метров уменьшать
режим двигателя до 100% на 10-15 секунд, во избежание перегрева.
Когда Вы наберёте высоту 6000 - 7000 метров, противник должен быть
сзади 1,5 - 2 км и метров на 500 ниже. На этой высоте Bf-109G2 может
на равных тягаться практически с любым противником. Плавно переведите
самолёт в горизонт, разгоняя скорость до оптимальной для предельного
виража, продолжая выполнять вираж с креном 30°. Как скорость
достигнет заданной - предельный разворот на противника (не потеряйте
скорость). Если всё правильно сделали, ведомый должен попасть под Ваш
удар.
Упражнения эти тренировочные, в on-Line, если противник хорошо знает
свой и Ваш самолёт, то на Ла-7 он вряд ли полезет за Bf-109G2,
пытаясь удержаться на Вашем хвосте.... Хотя большинство летающих на
Ла-7 думают, что догонят любого.


Азы летного мастерства. Змейка

Виражи и спирали - это манёвры для ведения воздушного боя. Но очень
часто возникает необходимость выхода из воздушного боя (закончились
патроны; получены повреждения, не позволяющие продолжить воздушный
бой; явное численное и тактическое преимущество противника и т.д.).
Не всегда удаётся уйти от преследования пикированием. Противник может
иметь преимущество в максимальной скорости горизонтального полёта и
многое другое.
Если Вы уверенно чувствуете себя на виражах и умеете быстро
осматриваться, имеет смысл отработать до автоматизма змейку.

Упражнение 1. Змейка с креном 30°.

1.Установите обороты двигателя 70%, газ - 70%. На установившейся
скорости горизонтального полёта оттримеруйте самолёт (если это
возможно).
2.Выберите характерный линейный ориентир или общее направление
полёта, затем под курсовыми углами 45° влево и вправо выберите
вспомогательные ориентиры.
3.Координированным движением рулей управления введите самолёт в вираж
с креном 30° в сторону первого вспомогательного ориентира. Обратите
внимание на то, чтобы высота полёта сохранялась постоянной.
4.Когда капот подойдёт к ориентиру, "переложите" самолёт
виражить в другую сторону. В момент перекладки второй вспомогательный
ориентир находится в направлении противоположной плоскости (она в это
время опускается).
5.Повторяйте 3 и 4 пункт раз 5-6.
6.Выполните змейку, контролируя взглядом заднюю полусферу.

Упражнение 2. Змейка с креном 45°.

1.Установите обороты 85%, газ - 80-90%., далее всё то же самое,
только с креном 45°.

Небольшое отступление. Чем мне нравится И-16, ЛаГГ-3 и Bf-109. На этих
самолётах ограничен обзор задней полусферы, и для того, чтобы её
осмотреть, одновременно с поворотом головы, необходимо ввести самолёт
в разворот. Если при этом у вас уже кто-то сидел на хвосте в стадии
прицеливания, то вы сорвёте атаку. Если же вы летели, например на
Як-9 и просто повернули голову назад, то одновременно с противником
вы можете увидеть огонь из всех его точек. Отсюда "хороший стиль
осмотрительности": если у вас закралось сомнение в защищённости
своего хвоста, то одновременно с поворотом головы, вводите самолёт,
хотя бы в небольшой, но всё же разворот. Мне это часто помогает...
После того, как вы отработаете упражнение 1 и 2 переходите к 3 и 4.

Упражнение 3. Змейка с креном 30° в наборе.

Устанавливаете режим работы двигателя 100 %, радиатор открыт. На
оптимальной скорости набора высоты выполняете змейку с креном 30° в
нужном для Вас направлении (особенно полезно для любителей Bf-109).
При этом взглядом надо постоянно контролировать заднюю нижнюю
полусферу.

Такой приём выхода из воздушного боя нужно уметь применять в случае,
если у вас заканчивается топливо (или баки пробиты, например). Змейка
с набором выполняется в сторону линии фронта. Как только появляется
уверенность в том, что на хвосте никого нет, - набор по прямой, но
время от времени - осмотр (что там на хвосте?). Чем больше наберёте
высоты, тем лучше. Качество Bf-109 примерно 15-17 (если кто знает
точно, подскажите), а это значит, что с одного километра высоты он
пролетает 15-17 км. Следовательно, с высоты 6000 метров в состоянии
пролететь сотню километров. Это-го, как правило, хватает, чтобы
дотянуть до линии фронта. Да, планирование с отказавшим двигателем
выполняется на оптимальной скорости набора высоты, при этом, если
винт не флюгируется, на всякий случай поставьте шаг винта 0%.

Упражнение 4. Змейка с креном 45° на бреющем полёте.

Её можно выполнять и при 100% режима работы двигателя, но лучше 80-90,
дабы его не перегреть. Выполните упражнение 2 на высоте 10-20 метров
над землёй. Когда будете уверенно огибать рельеф местности, не
подни-маясь выше 50 метров истинной высоты, выполняйте это упражнение
с осмотром задней полусферы.

Если Вас прижали к земле, и нет никаких шансов для успешного ведения
воздушного боя, могу посоветовать "тянуть к своим".
Отступление тоже порой требует большого мужества и хладнокровия. В
этой ситуации змейка с креном 45° в близи поверхности земли
максимально затрудняет преследование и ведение огня противнику. Если
при этом Вы постоянно держите про-тивника в поле зрения, вы можете
подбирать наиболее удобное время для перекладки самолёта из левого
разворота в правый и наоборот.
Иногда противник принимает решение прекратить преследование и начинает
выполнять разворот с набором. В этот момент он теряет Вас из виду,
подставляя своё "брюхо". Если он один и у вас есть запас
скорости, можете этим воспользоваться...
Когда летаете кампании за ведомого - полёт до цели длителен и скушен.
Но можно не тратя время зря, отрабатывать эту самую змейку. За одно
надёжно прикроете от внезапной атаки своего ведущего.

Категория: Теория Шушкевича и =Flying Barans= | Добавил: df-squad (22.08.2007)
Просмотров: 2387 | Рейтинг: 3.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
    СЕРВЕР FOREMAN http://www.silveralliance.ru Получить свой бесплатный сайт в UcoZ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz